Юрий Литовчин о «Телемании», Дуде, журналистике и блогерах

0 0

Юрий Литовчин о «Телемании», Дуде, журналистике и блогерах

Как возник и какие преимущества даёт Международный открытый молодёжный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Телемания»? Какое образование необходимо, чтобы стать журналистом? Победит ли ютуб телевидение и что изменится, если Юрий Дудь начнёт выпускать свою программу на ТВ? Обо всём этом программе «Синемания» рассказал ректор Института кино и телевидения ГИТР, профессор Юрий Литовчин.

С: Юрий, вы работаете со студентами. Как, на ваш взгляд, изменился уровень образования?

ЮЛ: Правильнее будет сказать, что я больше работаю с теми, кто работает со студентами, нежели чем с самими студентами. Поэтому я могу посмотреть на процесс со стороны. Если говорить про уровень образования, который мы получаем от абитуриентов, приходящих в ГИТР, то становится понятно – они немного другие. Менее начитанные, менее насмотренные, но всё равно хорошие.

С: А что поменялось?

ЮЛ: Изменилась система подготовки в школе. Школьники сейчас постоянно натаскиваются на различные тесты, и, соответственно, все контрольно-измерительные материалы – их библия, по крайней мере на последний год обучения. Более свободным оказывается десятый класс, а то, что происходит в одиннадцатом, заставляет ребят сильно нервничать. Они стараются запомнить все варианты и приходят после сдачи экзаменов в довольно стрессовом состоянии. Но в последние годы всё меняется в лучшую сторону. Детей стали натаскивать на тесты с младших классов.

С: Много ли тестов в ГИТРе?

ЮЛ: У нас есть и экзамены, и тесты. Соблюдены определённые пропорции и того, и другого. Вообще, у нас в институте принята модульная система. У студентов нет классических сессий в общем понимании. Соответственно за семестр проходит три-четыре модуля одного предмета. Учащиеся осваивают какой-то кусочек и должны его сдать, пошли дальше – тоже должны сдать. Мы считаем, что так материалы лучше запоминаются, и в них студентам лучше получается ориентироваться.

С: Как по вашему, что лучше – тестирование или классические экзамены?

ЮЛ: Я считаю, что всего должно быть понемногу. Я не буду говорить, что тесты – это плохо, а устный экзамен – хорошо. Должна быть пропорция, причём по каждому предмету разная.

С: Юрий, в ГИТРе преподают журналистику. Насколько необходимо для этой профессии специальное профильное образование? Не достаточно ли просто гуманитарного? Как считаете?

ЮЛ: Это вопрос древний, почти такой же как сама профессия. Прежде всего стоит определиться с терминами. Если мы понимаем под журналистским образованием определённые методики работы с материалом, с медийными источниками, то этому нужно обязательно учить. Потому что то, как будущие журналисты находят информацию, как они работают с соцсетями и с тем информационным шумом, который их окружает, выглядит очень плохо. Они отсеивают от себя практически всё и не видят события.

Я считаю, что если мы говорим о журналистском образовании, то самое главное в этом образовании – научить студентов видеть события. Видеть новости. Понимаете, чтобы новость стала событием и влияла на нас на всех каким-либо образом, научить это видеть крайне важно.

С: Какими качествами нужно обладать, чтобы стать журналистом?

ЮЛ: Во-первых, нужно быть образованным. Второе – нужно быть чувствительным, быть человеком с тонкой кожей и реагировать на всё, что происходит вокруг тебя. И, в-третьих, быть социально ответственным. Ведь тут как у врачей – работает принцип «не навреди».

С: Юрий, что такое Международный открытый молодёжный фестиваль телевизионных программ и фильмов «Телемания»?

ЮЛ: Дело в том, что наш институт существует почти 30 лет, и долгое время мы были сугубо телевизионными. Нашим основным направлением были СМИ. Поэтому и возникло, собственно, название «Телемания».

Но сейчас всё в жизни поменялось. Институт называется по-другому, добавилось слово «кино». Да и вообще индустрия целиком поменялась. Телевидение стало главной прокатной площадкой для фильмов. Всё как-то объединилось.

Так вот чем принципиально отличается «Телемания». Вообще, самих по себе фестивалей много, как у нас в стране, так и за рубежом. Особенно много кинофестивалей, телевизионных – единицы. Дело в том, что киношники привыкли жить в фестивальном мире, находить себе интересные проекты, делиться информацией. И вот такая тусовка стала образом жизни. А на телевидении работают совершенно другие люди, очень прагматичные. Они трудятся на таком вот заводе, и для них история с фестивалями очень в новинку.

Мы когда придумали «Телеманию», сделали её открытой. Это был принципиальный момент. Что это значит. Большинство молодых ребят, которые хотят заниматься современными медиа, сразу думают, что им нужен фестиваль класса А. Это означает, что ты не должен нигде ничего до этого показывать. Что это должен быть эксклюзив, когда работа спрятана и наконец доходит до первого показа. Мы же говорим абсолютно другую вещь: всё, что пришлют участники, мы покажем. Это, кстати, вызывает порой достаточно серьёзный конфликт.

С: Прям всё?

ЮЛ: Всё хорошее.

С: Что значит хорошее? Каковы объективные критерии?

ЮЛ: Хорошее – означает шорт-лист. Это же, всё-таки, нишевый продукт.

С: А судьи кто?

ЮЛ: Последние три года с нами работает отборщик. Он отбирает материал для фестиваля. До этого у нас такого человека не было, и жюри смотрело всё.

Почему отборщик появился? Потому что мы решили привлечь тех, кто делает продукцию сугубо для интернета. Они психологически не готовы к фестивалю, потому что в основном являются самоучками. Кто-то пугается сталкиваться с профессионалами, даже если у них всё уже получилось, и их работы в сети собрали миллион просмотров.

Это целый слой новых видеомейкеров, которые делают хороший медиапродукт, но не участвуют в фестивалях из-за внутреннего стопа. И вот отборщик, профессионал, который работает, например, с «Кинотавром», находит интересные проекты и предлагает участвовать им в «Телемании». А уже далее подключается жюри, причём и студенческое, и взрослое.

С: Критерии есть?

ЮЛ: Конечно. У нас же много подконкурсов внутри фестиваля: для детей и школьников, для профессионалов-преподавателей, для индивидуальных авторов.

С: Что лично для вас важнее? Мысль или качество?

ЮЛ: Не буду лукавить, качество монтажа и звука имеет значение. Но не кардинальное. Так что, конечно, мысль и идея во главе.

С: Что даёт участие в «Телемании»?

ЮЛ: В содружестве с компанией «CINEPROMO» и генеральным продюсером фестиваля Еленой Коржаевой последние несколько лет мы делаем победителям подарок – фестивальное продвижение. То есть наши победили получают бонусный пакет – их работы продвигают на различные фестивали. Что это значит. Команда профессионалов подбирает под каждую работу что-то своё и отправляет её туда. Где-то материал берут, где-то – нет. Где-то работы побеждают, где-то получают лауреатство, где-то просто участвуют. Могу сказать, что приблизительно 50-60 фестивалей берут наши работы.

С: Заменит ли ютуб традиционное телевидение?

ЮЛ: У меня немного другое понимание этого вопроса. Если мы возьмёт классическое телевидение с классической сеткой программ с первой и второй кнопкой, а знаменитого Дудя поставим, например, на седьмую, что изменится? То, что он сначала сделал работу для ютуба, а потом поставил на телевидение, значения не имеет.

С: Но ведь не все могут за раз посмотреть трёхчасовой выпуск Дудя!

ЮЛ: Это вопрос выбора. Мы сами принимаем решения. Есть ситуации, когда люди целый день готовы смотреть телемарафон или несколько часов наблюдать за парадом. Это всё дело вкуса.

Для меня телевидение – это профессионально сделанный аудиовизуальный продукт, который предназначен для малого экрана. А как он доставлен, не имеет значение. Просто для каждой аудитории должна быть своя подача.

С: А каково, на ваш взгляд, будущее блогинга?

ЮЛ: Сейчас вообще всё поменялось, за пандемию мы все стали производителями, дистрибьюторами и потребителями огромного количества контента. То есть стали такими вот микроблогерами в самом полном понимании этого слова.

Есть очень интересная тенденция, которую я заметил среди людей, скажем так, возвысившихся на ютубе. Заработав деньги, они понимают, что им не хватает образования, и идут учиться.

Фото: Екатерина Тимошенко

Radio1 в Telegram — t.me/radio1news

Radio1 в Яндекс.Дзен — zen.yandex.ru/radio1
Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.